Культура и искусство

Проекты, программы



"Рисование звуком" для начинающих

Подобно живописцу, наносящему рисунок и цветовые пятна на белый холст, каждый из нас может рисовать, но рисовать необычно — звуком, мелодией, ритмом, звуковыми сочетаниями. "Рисовать" всей семьей, с друзьями, с близкими по духу людьми с помощью музыкальных и не только музыкальных инструментов.

При всей кажущейся легкости такой идеи — "рисование звуком" — задача не очень простая, так как требует принятия решений в реальном времени, в момент "рисования". Но, при этом такой способ музыкальной импровизации достигает многих целей, и в первую очередь — развитие личности через реальное творчество. "Рисование звуком" полезно использовать в игровой форме перед традици­онными формами музыкального обучения, независимо от возраста исполнителя. Опытным музыкантам, возможно, будут мешать профессиональные навыки — музыкальные стандартные ходы, память рук, чужие мелодии и гармонии.

Регулярные занятия "рисованием звуком" развивают слух, внутреннюю подвижность, координацию, утончают ощущения, дают внутренний покой, контроль над эмоциями, помогают по-новому взглянуть на музыку, на творчество любимых композиторов, музыкальных ансамблей, дают начальные навыки владения музы­кальными инструментами и многое другое.

Итак, если вы решились попробовать свои силы или помочь своему ребенку, некоторые советы как начинать.

Общая направленность всех импровизаций, всего вашего творчества, всех ваших упражнений это:

— пробуждение души и расширение сознания,

— понимание и терпимость к действиям (или бездействию) участников совместной импровизации, совместного рисования звуком,

понимание музыки других народов, музыки разных эпох, стилей, направлений.
Перед началом, и во время импровизации-рисования, вам необходима четкая

идея — что вы изображаете звуком. Обращайте внимание на внутреннее пространство и время ваших импровизаций (может случиться так, что вы играли три мину­ты, а вам это покажется мигом или вечностью).

Особенно бережно относитесь к рождающемуся пространству вашей композиции — композиционное время и пространство в дальнейшем будут проводниками понимания между вами и вашими слушателями. Но это потом...

А пока о некоторых этапах "рисования", о вашей "кухне":

Ритм. Основная задача — научиться чувствовать ритм. Для вашей подготовки может подойти все что угодно — от ударной установки "Ludwig" или "Premier" до обычной кухонной кастрюли, банки или простых хлопков ладонями. Можно стучать по столу, по собственным коленям, любые варианты вашей фантазии.

Очень важна пауза. Вы сами можете придумать упражнения по передаче паузы другому игроку, упражнения на звучание паузы, а между паузой любые комбина­ции ритма, начиная от простого марша, и заканчивая синкопированными ритма­ми с опаздывающей и опережающей синкопой.

Очень полезны упражнения для рук и ног, когда вы сидя стучите разные доли руками и ногами. Вам необходимо добиться внутренней раскрепощенности, неза­висимости движений рук и ног. Попробуйте стучать четкий ритм и читать вслух газету или книгу, но так, чтобы вы не сбивались, а чтение не модулировалось рит­мом.

В любых упражнениях, индивидуальных или коллективных, применяйте прин­цип от простого к сложному. Если сложные ритмы не получаются — возвращайтесь к простым элементам ваших сложных фантазий. А в качестве беспристраст­ного судьи во всех упражнениях используйте магнитофон — при повторных про­слушиваниях он подскажет ваши ошибки.

"Вкус и цвет звуков". Основная задача — научиться импровизировать на раз­ные настроения, научиться выражать оттенки эмоций, создавать пространство эмоций.

Для импровизации на этом этапе желательно иметь пианино. Клавишные ин­струменты более удобны. И очень хорошо, если вы не знаете как строится какой-нибудь мажорный аккорд или уменьшенный минорный септаккорд.

Ваша задача бросить руки на клавиши и слушать — слушать внутренний "вкус" и "цвет", внутреннее пространство этого звукового сочетания. Далее мож­но переходить к выражению различных настроений, играть упражнения-импровизации, например — "радость", "печаль", "дождливый день", "восход солнца", "зоопарк", любые темы, которые подскажет ваша фантазия.

А если вы играете в составе ансамбля импровизаторов, очень пригодятся лю­бые детские инструменты (они и проще, и дешевле).

Упражнения с мелодией. Основная задача — научиться фразе. Четкой музы­кальной фразе, которая эмоционально отвечает заданной теме. На этом этапе лучше "рисовать" с друзьями. На каждую импровизационную тему выбирается ведущий, а остальные ему помогают. Солист "рисует" контур и ключевые момен­ты импровизации, а остальные заполняют и поддерживают "рисунок" "цветом". Обязательна смена ведущего.

Конечно же, в дальнейшем — два, три ведущих, помогающих друг другу, спо­рящих друг с другом (конечно, в музыкально-звуковой форме).

А судья — как всегда, магнитофон.

Импровизация в группе. Если вы собрались с друзьями, или с детьми, вы може­те попробовать совместное "рисование звуком". В процессе импровизации вы мо­жете меняться инструментами, можете перехватывать и брать на себя солирова­ние, слушать сочетаемость инструментов — все, что позволяет вам фантазия.

Главное — не разрушить пространство заданной темы, заданного сюжета. На­учитесь идти за звуком, раствориться в нем, подчиниться звуку. Управлять звуком вы научитесь позже. Можно озвучивать картины, играть на темы сказок, романов, выражать свое настроение, "рисовать" природу, играть импровизации на выду­манные образы. Выбор темы будет ограничен только вашей фантазией, вашей фи­лософией жизни, но занятия "рисованием звуком" со временем помогут и вашему мировосприятию.

Да! Важный момент — после занятий послушайте шум улицы, шаги прохо­жих, пение птиц, послушайте как звучит окружающий вас мир. И еще важный мо­мент — при повторных прослушиваниях магнитофона, в некоторых ваших компо­зициях, даже среди грохота, вы услышите не пустоту, но тишину — скопируйте такие произведения на отдельную ленту.

"Рисование звуком" — это только начало пути в Мир Музыки, только первые шаги к самому себе.

С. Мартынов, музыкант ансамбля "Сказка",

Санкт-Петербург. 1996